5 необычных домов Москвы, от которых захватывает дух
Сказочный терем, "пряничный домик", рыцарский замок, неаполитанский дворец – все эти архитектурные изыски прошлых времен можно увидеть в самом сердце Москвы. При ближайшем рассмотрении от великолепия захватывает дух и кажется, что создатели соревновались друг с другом – кто кого переплюнет в деталях, роскоши, оригинальности. За каждым шедевром стоит удивительная, а порой и не лицеприятная история.
Терем Игумнова
Владелец золотых приисков превратил сказку в быль. Расписной терем из русского фольклора стал для купца Игумнова эталоном красивого дома. Это архитектурное чудо в Москве создал Николай Поздеев из Ярославля.
Архитектурный стиль дома напоминает о русских традициях. Фасад поражает воображение многообразием элементов. Купец тщательно отбирал ценные материалы для своих хором. Кирпич привезли из Голландии, разноцветные изразцы сделали на фарфоровом заводе. Игумнов потратил на свой терем баснословную для конца XIX века сумму – один миллион рублей.
Мифы и легенды
ПодробнееОтсутствие стиля и работа без оплаты
Особняк всегда был окружен мрачными легендами. Началось с того, что купец разочаровался в архитекторе после критики его коллег и не заплатил обещанных денег за превышение первоначальной сметы. Как язвительно писал архитектор В. Стасов: "Угодно, вот вам пять аршин "греческого классицизма", а нет — три с четвертью итальянского Ренессанса. Или хороший ломтик романского, шесть золотников готики и целый пуд русского".Загадочные причины смерти архитектора
После постоянной критики со стороны московских архитекторов у Николая Поздеева обострились болезни, особенно серьезным оказался туберкулез. По словам сестры Ольги, сильное воздействие на здоровье Николая Ивановича оказала смерть его жены Марии в июле 1893 года. Существуют разные версии по поводу смерти архитектора, в том числе рассматривают версию самоубийства.Любые деньги за дворец
Строительство роскошного особняка в псевдорусском стиле обошлось Игумнову в баснословные по тем временам деньги: по слухам, сумма составила более миллиона рублей. Однако, вместо восхищенных возгласов вид особняка получил осуждение и жесткую критику со стороны общественности из-за излишней пестроты.Призрак дома Игумнова
Самая известная легенда рассказывает, что особняк был подарен купцом своей содержанке. Сам он жил в Ярославле, а в столице бывал наездами. О приездах своих обычно предупреждал даму сердца. Но однажды приехал без предупреждения и застал возлюбленную с молодым корнетом... Корнета хозяин выгнал в шею, а вот девушка после этого бесследно исчезла. Говорят, что ее заживо замуровали в стене. С тех пор призрак "белой женщины" якобы бродит по залам особняка, тревожа покой его обитателей.Пол из монет с императором
На одном из торжественных приёмов, проводившихся в особняке, Игумнов решил удивить гостей и выложил пол в парадной комнате золотыми монетами с изображением профиля Николая II. Слухи об этом предположительно дошли до самого императора, сославшего Игумнова в Абхазию.
Владелец недолго наслаждался роскошью. Через 6 лет после окончания строительства его сослали в Абхазию. После революции купец и вовсе перестал быть собственником здания. Советская власть нашла необычное применение терему. Здесь разместили Институт мозга. Сейчас в особняке Игумнова расположено французское посольство.
Мавританский дворец Морозова
Молодой миллионер Арсений Морозов прославился на всю Москву эксцентричными выходками. Он остался верен себе и при выборе проекта дома.
Морозова не устраивали классические особняки. Во время путешествия по Испании его воображение поразили средневековые замки. Так на Воздвиженке появился мавританский дворец с парадным порталом и двумя башнями. Лепнина в виде ракушек и витые колонны украшали фасад.
Автором необычного для московских улиц здания стал друг Морозова – Виктор Мазырин. Сам купец также участвовал в разработке проекта. Современникам дом миллионера не понравился. Они обвинили владельца мавританской крепости в безвкусице и желании выделиться. Миллионера это не волновало, он гордился своим творением, часто устраивал в особняке праздники. Внутри были залы с интерьерами из разных стран и эпох: рыцарский, арабский, китайский.
Арсений Морозов неожиданно умер в 35 лет. Он успел завещать мавританский замок своей любовнице в обход законных наследников. В наши дни в особняке на Воздвиженке находится Дом приемов Правительства РФ.
Рыцарский замок Кекушевой
Архитектор Лев Кекушев подарил жене необычный подарок: готический особняк. Здание отличается сложным сочетанием форм.
Автор применил асимметрию и разные объемы. Центральную часть венчала скульптура льва высотой 3 метра. Фасад украшала лепнина с изображением орлов. В отделке необычно обыгран контраст материалов: светлая штукатурка, розовая керамическая плитка, цоколь из гранита.
В результате получился ансамбль, напоминающий о романтичной эпохе рыцарей и прекрасных дам. Хотя Кекушев строил дом для семьи, но уже через пару лет он расстался с женой и уехал из своего творения. Готический особняк не стал уютным семейным гнездышком. После революции его отдали в ведение Бюро по обслуживанию иностранцев.
Дом Пашкова
Петр Пашков принадлежал к известному дворянскому роду. Это сказалось на выборе стиля для его дома на Ваганьковском холме.
Он сделал заказ на классический белокаменный особняк с колоннами, бельведером и пилястрами. Это было не просто здание, а аристократическая усадьба. В прудах плавали лебеди, глаз услаждали прекрасные растения, а слух – звуки оркестра.
Дом Пашкова был построен в 1786 году. Он стал немым свидетелем пожара 1812 года. Наследники первого владельца предпочитали жить в других домах. Поэтому продали здание. Здесь открыли Румянцевский музей. Позже в доме Пашкова оставили только книги, и он получил статус библиотеки. Сейчас здесь хранят редкие рукописи, карты, нотные издания. В доме Пашкова проходят выставки, литературные конференции, презентации книг.
Особняк Лопатиной
Дом построили в 1876 году для Анны Лопатиной. Она занималась поставкой в рестораны морепродуктов. Нужен был не просто жилой дом, а комплекс с личными покоями, квартирами для сдачи в аренду и хозяйственными постройками. Архитектору Каминскому удалось воплотить эту задумку в русском стиле. Он щедро украсил здание декором в виде керамических вставок.
Особняк Лопатиной напоминает боярские палаты XVII века. Этим он схож с теремом Игумнова. Вскоре после постройки все здание стали использовать как доходный дом. После революции здесь появились сначала коммуналки, а позднее – общежитие для большевиков. С 1963 года в отреставрированном особняке разместили посольство Бразилии.
Подпишитесь и читайте Vistat в