Irina Gorodnyakova

Доспехи без воинов и слетевший колпак: какие тайны хранит Триумфальная арка в Москве

Исторические произведения часто хранят тайны — своего рода послания следующим поколениям, заметные лишь при детальном рассмотрении. Живописные полотна и скульптурные композиции скрывают смыслы, "вшитые" их создателями. Для чего? Вероятно, с целью увековечить идею, мысль, исторический факт или просто выразить свое отношение к событию. Например, по одной из легенд, известный скульптор Петр Клодт, узнав об измене супруги, в отместку изобразил лицо ее любовника в области паха (да-да, на том самом месте) коня скульптурной группы на Аничковом мосту. По другой версии — это лик Наполеона. Действительно, если присмотреться, можно увидеть очертания человеческого лица.

Какие еще загадки скрывают скульптуры?

Вернемся к Наполеону и рассмотрим в деталях знаменитый символ победы русского народа в Отечественной войне 1812 года — Триумфальную арку. Изначально ворота были установлены на площади Тверская застава в центре столицы, но впоследствии разобраны и снова воздвигнуты — уже на площади Победы.

Сооружение буквально усыпано скульптурами и барельефами. На первый взгляд, все очевидно — статуи, символизирующие победу, стражи на входе, доски с памятными надписями о триумфе. Но при ближайшем рассмотрении можно увидеть любопытные детали.

Доспехи без воинов

Доспехи есть, а воинов — нет. Куда они делись? А никуда, таков замысел. Этим автор показывает отсутствие боевой готовности — воевать больше не нужно. Пустые доспехи — знак мира.

При чем тут бараны?

Предположительно, бараны символизируют простой народ — безоружный, слепо идущий за своим "хозяином" и нуждающийся в защите. Может показаться, что автор намекает на "тупое стадо", но если отбросить современные ассоциации, то образ довольно точный и вовсе не оскорбительный.

Кому Александр I протягивает руку?

На правом барельефе между колонн победитель Александр I протягивает руку лежащей женщине — это аллегория царственной и гордой, но ослабленной Москвы. Ее не удалось сломить, но ей нужна помощь, чтобы подняться. Мы видим монеты из рога изобилия, которые император, очевидно, отдает на восстановление Москвы.

С француза слетел колпак

С левой стороны ворот, так же между колонн, расположена еще одна скульптурная зарисовка. Автор изобразил сцену битвы, в которой побеждает русский воин.

В одной руке он держит щит с двуглавым орлом, другой — замахивается на поверженного француза. Тот выставляет руку, чтобы остановить удар, другой рукой сжимает наполеоновское знамя. За спиной у него соскочивший колпак. Похожий головной убор (только с кистью) носили офицеры драгунских полков армии Наполеона. Но мужчина совсем не похож на драгуна.

Irina Gorodnyakova
12

ViStat.org - проект с интерактивной инфографикой. Мы делаем информацию визуальной и удобной для восприятия: кликайте на фотографии с деталями или на пиктограммы в ленте событий и узнавайте подробности об этом.

Некоммерческий проект ViStat.org создан с целью визуализации знаний, а также систематизации фактов о событиях, процессах, явлениях для детального поиска в рамках творческой, учебной и иной аналитической деятельности.

Для связи с нами пишите на почту vs@vistat.org