nemerich

Мастер-класс от английского принца: как построить дворец чтобы всех удивить

Небольшая прогулка по достопримечательностям - позолоченные драконы, беседки под крышей, имитирующие бамбук лестницы, резные порталы, минареты в сарацинском и интерьеры в китайском стиле. И все это под серым английским небом.

Англия - это не только дожди, Вестминстер, сильнейшие футбольные клубы и кот из резиденции Премьер-министра. Южное побережье  - всего в часе на поезде от Лондона - дарит путешественникам знакомство с самой неожиданной архитектурой. Здесь, в Брайтон-энд-Хов (сейчас так, а ранее просто Брайтон - модный и дорогой курорт с XVIII века и по сей день) вас встречают море, прогулочные пирсы, пальмы, чайки и Королевский павильон.

Сюда больше 200 лет назад решил перебраться принц Георг, ставший впоследствии королем Георгом  IV. Причин для отъезда из Лондона у принца было две. Во-первых, ему, с юных лет страдавшему подагрой,  требовалось поправить здоровье. Во-вторых, здесь, вдали от королевского двора 21-летний Георг мог строить более приватные, чем позволяло столичное общество, отношения с  тайной любовницей Мэри-Энн.

Требовалось приличествующее королевских кровей особе место проживания. На месте нынешней восточной сказки тогда располагалась неоклассическая вилла, которую и взялся перестроить - по факту, создав павильон с нуля - Джон Нэш, уже прославившийся созданием ансамбля Риджентс-парка и прокладкой Риджент-стрит.
В 1815 году строительство началось. В период с 1815 по 1822 год архитектор Нэш осуществил полное переосмысление комплекса в Брайтоне, придав ему выразительный индо-сарацинский стиль, дополненный китайскими элементами. 

Мы с вами говорим о времени, когда Индия все еще находилась под контролем Британии, и влияние  колониальной экзотики стало эпохой популярности индо-сарацинской архитектуры среди англичан. Восточные мотивы в архитектуре этого дворца гармонично объединяются не только с эклектичными подходами, но и с некоторыми конструктивистскими чертами.

И тут самое время немного поговорить о стиле

Как понять, что перед вами сооружение в нечасто встречающемся, право же, в мире,  индо-сарацинском стиле? Перве, за что зацепится ваш взгляд - характерные элементы: купола в форме луковиц и зонтиков , их называют "чхатри", множество арок, характерных для восточных построек. Арки разнообразные, это вам не строгая классика Греции: можно встретить что угодно от выгнутых и заостренных до скрученных, с очевидными растительными мотивами. Нельзя не отметить обилие башенок и пристроек, напоминающих минареты, а также наличие закрытых "гаремных" балконов ( их называют "машрабия") на толстых стенах, хранящих прохладу. Здесь повсюду искусная резьба, неожиданно соседствующая с готическими пинаклями. Элементы европейской архитектуры создают яркие контрасты - вы точно не на Востоке... С общим строгим и массивным основанием здания соседствуют как основательность оград, так и легкость декора. 

Характерные элементы стиля

Подробнее

Если вы узнали эти элементы в совокупности и переплетении, то можете смело утверждать, что перед вами индо-сарацинский стиль.
При возведении таких зданий англичане использовали современные (на XVIII век!) технологии, в том числе металлические конструкции, сталь и бетон. Да, это обычные материалы: занменитые пирсы Брайтона выполнены по тем же технологиям.
Со временем инженеры начали внедрять стальные армирующие стержни для усиления и увеличения прочности строений. Однако, несмотря на технический прогресс, художественное вдохновение черпали именно от индийских мастеров. Впечатляющий металлешенный купол стал яркой доминантой архитектурной композиции.

Впоследствии Павильон не раз перестраивался, каждый из архитекторов добавил свою уникальную черту в комплекс. Например, Порден спроектировал конюшню с куполом, башнями и арками, в то время как Нэш позже увеличил высоту павильона, чтобы не позволить конюшням затмить его, а также добавил несколько новых куполов. Также он построил два зала — музыкальный и банкетный с шатровыми крышами. В этот период были возведены восхитительные минареты золотистого оттенка, выполненные из камня, а старая колоннада была заменена на новую, аналогичную той, что находится в Аллахабаде в Индии.

Интересный факт: в литературе XIX века Королевский павильон упоминается зачастую лишь мимоходом, и чаще всего демонстрируется его фасад, обращённый к морю. Это объяснимо: великолепие дворца, созданного Джоном Нэшем для принца Уэльского, будущего Георга IV, не может быть незамеченным, но отнести его к истинным шедеврам архитектуры тоже довольно сложно. 
В нём выражено нечто чрезмерное: эклектичное и зачастую фантастическое смешение восточных мотивов, явное стремление поразить воображение зрителей. Личный вкус принца, который был поклонником яркой роскоши, сказывается на каждом элементе убранства.
Так, банкетный зал - отдельное произведение искусства и по сей день выполняющее свое прямое назначение. Вычурная роскошь - да, но роскошь, востребованная при проведении театрализованных представлений, тематических выставок (например, английского фарфора), киносъемок, свадеб.

Интерьерные особенности

Подробнее

Внутренние пространства дворца оформлены в нежных бежевых оттенках, а стены декорированы обоями и орнаментами китайского стиля.
Салон поражает своими размерами, роскошью отделки, где все мерцает серебром и золотом. Его главные сокровища — нарядные часы, искусно отделанные фарфором, и изысканные фигуры Будды, окруженные детьми. Здесь царит атмосфера, насыщенная восточной символикой; много деталей, посвященных лотосу, что тесно перекликается с индийской культурой.
Музыкальная комната освещена божественными по своей красоте лотосообразными люстрами. 

Стены, обтянутые красно-золотыми полотнами, изображающими драконов, обрамлены шелковыми драпировками. Куполообразный потолок, усыпанный мелкими ракушками, создает эффект бесконечного пространства. Уникальная деталь комнаты - музыкальные пагоды, украшенные изображениями дельфинов, собак и драконов, вызванные духом загадочного Востока.

Однако в 1850-х годах королевская семья утратила интерес к этому зданию, и забота о нём постепенно сошла на нет. После смерти Георга IV при дворе еще какое-то время использовался павильон, но королева Виктория, оказавшись здесь всего один раз, отнеслась к резиденции с пренебрежением и приказала избавиться от «избыточного» дворца. 

Основная информация

Подробнее

В 1845 году здание было продано городу. Попытки реконструкции требовали колоссальных затрат, но необходимые 10 млн фунтов стерлингов удалось найти лишь к концу XX века.
А вот сад никогда не переставал возделываться. Хороший английский газон, знаете ли - это тот, что беспрерывно стригли не менее сотни лет.
Во время Первой мировой войны Королевский павильон был преобразован в госпиталь для индийских войск, что оставило глубокий след в его истории. В память о том тяжелом времени здесь сейчас выставлены архивные фотографии и картины, передающие атмосферу, полную заботы со стороны врачей и медсестёр. Во Второй мировой войне здание также пострадало от бомбардировок, однако в 1950-х оно было восстановлено и открыто для посещения.
Сегодня Брайтонский Королевский павильон привлекает множество туристов и стал одной из главных достопримечательностей Англии, служа напоминанием о богатом культурном наследии и исторических перипетиях, пережитых этим удивительным местом.

nemerich
5

Подпишитесь и читайте Vistat в

Автор nemerich

Космос, техника, энергетика, оружие, инфраструктура, футбол и многое другое. Обсуждаем, анализируем и прогнозируем. Во всяком случае - пытаемся.

Начать обсуждение

500