Морские дроны и самолеты-разведчики: друг без друга никуда
Практика использования безэкипажных военных катеров внедрена задолго до начала СВО. Их активно используют последние два десятка лет.
Причем делается это для решения самых разных задач: от обеспечения морской безопасности до сбора военной информации и минной войны. Что происходит и почему дроны так актуальны (и противодействие так проблематично) подробно можно не рассказывать, достаточно перечня погибших либо пострадавших кораблей ЧФ РФ.
Одним из пионеров в этом направлении являются США. За океаном даже рассматривают возможность официального включения UMV в состав ВМС. И сейчас, когда киевский режим успешно применяет морские дроны, желание американцев по глобальной интеграции такой техники во флот только усилилось. Они понимают, что эти технологии позволяют решать серьезные задачи при минимальных затратах. В свете сказанного возникает необходимость разработки средств защиты от подобных систем. Причем они должны быть не только эффективными, но и по возможности не очень дорогими.
Saab 340 AEW&C с радаром ASC-890
Из последних новостей - шведские власти объявили о передаче Украине двух самолетов дальней радиолокационной разведки ASC-890 - это такие аналоги российских А-50 ДРЛО, если совсем по-простому. Известно, что они способны обнаруживать цели на расстоянии до 350–400 км. В Швеции полагают, что наличие таких умных птиц даст Украине «новые возможности воздушной радиолокационной разведки и боевого управления целями в воздухе и на море».
Впрочем, передали его не только от щедрот душевных, но и потому что сочли, что для Швеции он "староват" и должен быть заменен на GlobalEye.
Saab 340 AEW&C представляет собой модернизированную машину с высокотехнологичным оборудованием (особенное внимание к радару ASC-890), позволяющим обнаруживать и отслеживать различные воздушные и морские объекты на значительном удалении. И вот что он собой представляет:
Теперь о технических характеристиках морских дронов
В общем, сами по себе они решений не принимают. А вот при участии операторов и с помощью воздушных разведчиков способны много неприятностей доставить.
Если обратиться к технической части катеров, то здесь все отличается в зависимости от задач. Дрон Magura V5 имеет длину 5.5 м и ширину 2 м. Боевая «начинка» весит около 300 кг, чего достаточно для поражения самых разных целей. Причем взрыв можно производить в нужный момент через удаленную команду или автоматически в момент контакта с целью.
Характеристики
- Максимальная полезная нагрузка320 кг
- Максимальная скорость42 уз
Благодаря современному бензиновому мотору, аппарат способен передвигаться со скоростью до 80 км/ч. Он может применяться на удалении от целей до 800 км и сохранять автономность до 60 часов. Известно, что управление осуществляют операторы. Они подают радиокоманды, при этом получают непрерывную телеметрию и видеосигналы. Связь между людьми и дронами поддерживается через спутниковую систему Starlink, обеспечивающую надежное шифрование сигнала. Также у машин подобного типа могут быть автономные режимы, позволяющие перемещаться по заданным маршрутам без внешнего управления.
Есть вероятность, что за океаном также используют катера MANTAS Т-12. Это разработка компании MARTAC, также базирующейся в США. Дрон выполнен в форме катамарана. У него сразу два боевых корпуса, объединенных между собой. Их длина порядка 3.6 м, ширина — 0.915 м и высота 0.36 м. При массе 95 кг катер способен перемещать боевую часть весом до 63.5 кг. В экономном режиме он может двигаться со скоростью 37 км/ч и преодолевать более 220 км. Относительно небольшие размеры не должны вводить в заблуждение — устройство представляет серьезную опасность для самых разных объектов.
А еще недавно появились "морские малышки" Sea Baby. Пока довольно секретные, хотя чего уж, предполагаемая конструкция разобрана, а доподлинной конструкции и у Magura никто открыто не заявлял.
Новый подводный беспилотник Manta Ray: насколько опасен?
С этим аппаратом все совсем печально: фото есть, описания нет. Выводы делаются в основном по предложенным Northrop Grumman пресс-релизам, а фото концепта даже не позволяет рассчитать отношение длины самого аппарата к его крылу. Ну да Бог с ним. Тут куда интересней тот факт, что Manta Ray будет взаимодействовать со станцией Mission Unlimited, которая и подарит ему практически неограниченную автономность. Технология следующая: блок Seatrec преобразует в электричество температурный градиент океана, а беспилотник может в автономном режиме заряжаться посредством самоизолирующегося разъема wet-mate.
Кроме функции подзарядки, Mission Unlimited выполняет роль антенны, передавая информацию с подводного аппарата на спутники. А там уж ему карты в крылья - он может заниматься картографированием, наблюдение, разведкой... Единственный недостаток технологии — она существует пока только на бумаге.
В чем слабое место безэкипажных дронов?
Главный недостаток подводных дронов — выступающие над водой части. Они демаскируют аппараты и позволяют вести по ним прицельный огонь. Для обнаружения катеров применяется визуальное наблюдение и специальные станции радиолокации. Для обеспечения хорошей автономности дроны максимально облегчают. То есть у них априори отсутствует броня, которая значительно увеличивала бы массу. Это обстоятельство позволяет поражать аппараты из разного оружия. При попадании в цель обычно происходит детонация боевой части, приводящая к полному разрушению катера. Бороться с подводными дронами можно по-разному. Одними из самых эффективных средств остаются хорошо известные морские мины и боносетевые заграждения. Но если стационарные объекты можно защитить, то как быть с кораблями? В акватории Черного моря регулярно курсируют гражданские суда, не имеющие средств обороны. Эту задачу предстоит решить…
Итак, разведка
Проблемы атак посредством дронов для страдающей стороны происходят из возможностей разведки стороны атакующей. Российские военные давно наблюдают за перемещениями беспилотников Глобал Хавк и Посейдон над акваторией Черного моря. Их перемещения начались в 2015 году, причем всегда происходили открыто и легально. БПЛА с активными транспондерами движутся исключительно над нейтральными водами. Такая демонстративность связана с режимом полетов. Обычно они движутся на высоте около 20 тыс. метров, где могут чувствовать себя совершенно вольготно. Самолеты на такую высоту подняться не способны, разве что Су-35 и Су-33. Но это их «практический потолок», на котором решение боевых задач крайне затруднительно.
Преимущества
Вариант Су-33 сразу отметаем - это палубный истребитель, там, на палубе, ему и место. В Черном море он не нужен, да и его "носитель" в лице ТАВРК "Адмирал Кузнецов" в Черное море не приплывет.
Да, нейтрализовать беспилотные летательные аппараты можно при помощи ПВО, но в настоящее время для этого нет оснований. Уничтожение БПЛА над новыми российскими регионами будет расцениваться, как нарушение международного законодательства. Что может привести к военному столкновению с «хозяевами» аппаратов. Поэтому остается только радиоэлектронная борьба. Беспилотники решают две основные задачи: 1. Определение расположение систем ПВО. 2. Отслеживание реакции ВС РФ на различные ситуации.
Какое оборудование установлено на БПЛА
Беспилотники — универсальны в плане установки специального разведывательного оборудования. В зависимости от задач, на них можно ставить те или иные устройства и приборы. Например, для морских версий предусмотрен особый радар для поиска удаленных надводных объектов. Так, на борту Global Hawk смонтированы сразу три независимые системы. Они работают разных волнах, поэтому не мешают друг другу и осуществляют сбор данных одновременно.
Известно, что аппараты оснащаются всепогодными радарами бренда Raytheon с синтезированной апертурой. В нормальных условиях они способны обеспечивать детализацию радиолокационного изображения в 1 м. В течение 24 часов они собирают данные с площади порядка 138 тыс. км2. Причем делают это на удалении в 200 км. В моменте такие радары производят съемку площади в 4 км2 (2х2 км2). За те же сутки они делают почти 2000 таких изображений, имеющих разрешение 0.3 м. Причем если нужная цель перемещается со скоростью от 7 км/ч, то радар ведет ее при помощи «эффекта Доплера». Передача собранных сведений может проходить по альтернативным каналам: 1) спутниковый — скорость до 50 Мбит/с, задействуется система связи SATCOM с D антенны 1.22 м; 2) радиоканал — в условиях прямой видимости используется диапазон UHF, обеспечивающий скорость передачи 137 Мбит/с.
Характеристики
- Максимальная полезная нагрузка1,360 кг
- Масса6,781 кг
- Максимальная скорость637 км/ч
- Практическая дальность22,780 км
- Высота4.63 м
Собранные данные поступают на станции управления взлетом/посадкой и управления полетом. БПЛА Global Hawk также способны направлять информацию тем пользователям, у которых отсутствует связь с наземными станциями. Беспилотники являются частью глобальной системы тактической воздушной разведки. Она предполагает распространение, обработку и использование данных, а также планирование полетов. БПЛА подключены к двум серьезным системам: - глобальная система командования и управления (GCCS); - объединенная система обеспечения разведки (JDISS). Аппараты позволяют производить удаленное слежение за различными целями, проводить рекогносцировку, планировать операции и т.д. Их значимость для современных вооруженных сил невозможно переоценить.
О чем статья?
ПодробнееШвеция поделилась Saab 340 AEW&C
Украине передадут 2 самолета дальней радиолокационной разведки с радарами ASC-890, способными обнаружить цели на расстоянии до 350–400 км.Характеристики морских дронов
Наиболее российским читателям известен Magura V5. Также следует упомянуть безэкипажные катера MANTAS Т-12 и сравнительно новые дроны Sea Baby.Самолеты-разведчики
Российские военные наблюдают за перемещениями Global Hawk и Посейдон над акваторией Черного моря — но исключительно над нейтральными водамиСлежение и наведение
БПЛА подключены к двум серьезным системам: — глобальная система командования и управления (GCCS); — объединенная система обеспечения разведки (JDISS).Проблема противодействия
Самолеты на такую высоту как Global Hawk подняться не способны, разве что Су-35 и Су-33. А вот Saab 340 AEW&C летает сравнительно низко — до 7620 м.