squirrelcat

Особняк Миндовского на Поварской улице - образец уцелевшего московского модерна

Сегодня поговорим об особняк Ивана Миндовского - величайшем образце модерна Льва Кекушева, которого современники называли ярчайшим художником европейского направления, превзошедшим даже Франца Шехтеля.

Архитектурный модерн приходит в Москву

В конце 1890-х годов Савва Иванович Мамонтов, представитель купеческой династии, меценат и предприниматель, известный своей активностью, задумал строительство особняков на территории старой Москвы с целью последующей продажи. Он не хотел работать под конкретные заказы; его замысел заключался в создании виллы как произведения искусства. С этой целью в 1898 году Мамонтов основал "Северное домостроительное общество".
В тот период в Европе активно развивался модерн — новый архитектурный стиль, который ставил перед собой задачу создания гармоничной и художественно насыщенной жилой среды. Отсюда и было решено черпать вдохновение. Мамонтов выбрал именно этот стиль для первых построек благодаря популярности "нового и заграничного" среди состоятельных клиентов, уже знакомых с современными произведениями французских и бельгийских архитекторов.

Здесь не было сплошной кальки: российский коммерческий проект имел свои уникальные черты. Строились городской особняки для богатых людей, в которых необходимо было создать эстетически продуманное пространство, где утилитарные элементы становились настоящим искусством.
Лев Кекушев, и ранее сотрудничавший с Мамонтовым, приступил к разработке проектов роскошных зданий. Увы, арест и последующее банкротство Саввы Мамонтова в 1899 году помешали осуществлению задумок - но это не стало фатальным завершением истории. Идею подхватил Яков Рекк, возглавивший в 1898 году "Московское Торгово-строительное акционерное общество". 
В результате была приобретена старая усадьба на Поварской, и в 1903 году, по проекту Льва Николаевича, началось строительство двух особняков между Скарятинским и Скатертным переулками. К 1904 году особняки были завершены и готовы к заселению. 

Характеристики

Подробнее
  • Этажей
    2
  • Основание
    01.01.1903 г
  • Архитектор
    Лев Кекушев
  • Город
    Москва
  • Действующий статус
    Действующий

Особняк на Поварской

Среди прочих произведений Кекушева особняк на Поварской выделяется благодаря множеству элементов внешнего и внутреннего убранства. Железобетон и декор сделали особняк передовым для начала 20 века и сохранили его приметой времени до наших дней.

Первое, что притягивает взгляд, — это окна, выполненные в характерном для стиля модерн причудливом формате, при этом они заметно отличаются друг от друга. Благодаря глубоко утопленным рамам создаётся эффект объёма. Фасады обильно декорированы лепниной. Например, над большим окном второго этажа Кекушев разместил барельеф, на котором изображены амуры с атрибутами наук и искусств. Первоначально на крыше находилась скульптура женщины, символизирующая богиню Аврору, но со временем она была утрачена - вероятно, во время Великой Отечественной войны.
С правой стороны здания расположился зимний сад с полукруглым объемом, который почти полностью застеклен для лучшего использования солнечного света. 

Изначально остекление отличалось уникальностью: оно состояло из стекол с характерным модернистским орнаментом, созданным с помощью кислотного травления. Эта особенность отделки считается уникальной и больше нигде в Москве не встречается.
Со стороны фасада - той, что выходит на переулок, здание украшено пилястрами с капителями, оформленными в растительном стиле. По бокам этой стены расположены треугольный и прямоугольный эркеры. Над последним находится круглое окно третьего этажа, которое утопает в лепных орнаментах; сверху него расположена женская маска. Также со стороны переулка можно увидеть вход во двор, где установлена красивая кованая ограда с необычными фонарями и воротами, оформленными в виде крыльев бабочки. На внутреннем дворе стоит ещё одно здание — конюшни, которые гармонично сочетаются с декором основного дома. На фронтоне этого строения изображена голова лошади.

Поскольку особняк был построен с целью продажи, конкретного заказчика не существовало. В связи с этим Кекушев разработал внутреннее убранство в различных стилях, чтобы оно приглянулось как можно большему числу людей. Величественная входная дверь открывала путь в просторный квадратный вестибюль, где разместился огромный цветной витраж, оформленный в растительном стиле. 
Во внутреннем убранстве новаторство и роскошь также дополняли друг друга. Значимой частью интерьера стала лестница, которая сочетала в себе элементы классицизма и модерна. Ступени были выполнены из золотисто-коричневого мрамора, а ограждения из бронзы украшали львиные маски. Кекушев особенно любил такие детали, которые перекликались с его именем, как своего рода подпись на его творении.

А кто, собственно, платит?

Лев Кекушев не испытывал финансовых ограничений: творить свободно, не думая о расходах - чем не мечта художника? И полет фантазии был! Однако не только идеи имеют ценность. Еще и воплощение, материалы, исполнение - все имеет ценность и цену. Творческая свобода Кекушева существенно сказалось на конечной стоимости особняка, которая оказалась настолько высокой, что в течение нескольких лет никому не был интересен. 

Только в 1908 году здание было куплено упомянутым ранее фабрикантом Иваном Миндовским. Но в 1912 году владелец ушел из жизни, и дом был разделен между его четырьмя детьми. В 1917-м особняке разместили госпиталь, а позднее — рабочий клуб. Спустя шесть лет особняк был национализирован. Неопределенность сохраняется относительно того, что находилось внутри до 1924 года. Вероятно, в 1922 году в усадьбе располагались полномочные представительства РСФСР и УССР при всех заграничных организациях помощи голодающим. Существует множество предположений, но ни одно из них не подтверждено документально. Тем не менее, исследователи считают, что времени достаточно, чтобы многие декоративные элементы были утеряны.

Советский период

Передача национализированных особняков дипломатическим службам зарубежных стран, посольствам и консульствам в 1920–1930-е годы сыграла важную роль в сохранении московского модерна. Стройки в этом стиле, не обладающие охранным статусом и считающиеся незначительными памятниками архитектуры, а также отражающие мещанский дух, без сожаления сносились.
В то время Москва вновь обрела статус столицы государства, и иностранным представительствам требовались более подходящие помещения. Поварская улица, являющаяся настоящим заповедником дворянских и купеческих парадных домов, где классические формы соперничали с модерном, не подвела имидж перед зарубежными послами.
В особняке по адресу Поварская, 44/2 в 1924 году разместилась шведская дипломатическая миссия, ставшая посольством Швеции в СССР. А с 1973 года и по сей день в этих стенах находится официальная резиденция посольства Новой Зеландии в России.

Реставрация

На рубеже 21 века судьба исторической постройки решилась благосклонно: капитальному ремонту быть. Удалось воссоздать некоторые оригинальные детали как фасада, так и интерьеров, а также восстановить цветовые решения. Ремонтные работы, проведенные в 1999 году, являлись косметическими и касались лишь фасадов с оградой.
Постоянные обитатели особняка - сотрудники посольства - не остались в стороне, также активно занимаясь его реставрацией и восстановлением утраченных элементов. В 2005 году здесь даже организовали вечер памяти Льва Кекушева.
Последняя крупная реставрация здания проводилась в 2017-2019 годах. Общей стоимостью, между прочим, в 314 млн рублей. Многим помещениям и деталям интерьеров вернули исторический облик, включая витражи, люстры, дверные ручки и батареи. В тот же период на крыше вновь установили трехметровую скульптуру Авроры. 
В 2019 году особняк Миндовского стал лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация".

squirrelcat
25

Подпишитесь и читайте Vistat в

Начать обсуждение

0