Падение вместо посадки, или как Индия подрезала Луну-25
Освоение даже околоземного космического пространства требует не только грандиозных временных и финансовых затрат, но и терпения, благодаря которому максимально снижается вероятность ошибок. Доказательством этого тезиса можно считать результаты миссий к лунной южной приполярной области, организованных практически одновременно Россией и Индией. Но результат первого этапа у них оказался противоположным – индийский аппарат успешно прилунился, а вот российская автоматическая станция потерпела аварию. Печальней всего даже не сама потеря космического аппарата, а то, что труд тысяч людей пошёл насмарку.
Старт друг за другом
Старт двух космических аппаратов разделял почти месяц – «Чандраян-3» стартовал 14 июля, а «Луна-25» была запущена с космодрома 11 августа. При этом индийцы изначально планировали запуск своей лунной станции в 2020 году, но вследствие объективных причин он неоднократно откладывался, а в последний раз был отложен аж до лета 2024 года. Однако обнаруженные проблемы удалось решить раньше, и старт был назначен на лето 2023 года. Аналогичная ситуация была и у Роскосмоса – он тоже переносил старт «Луны-25» неоднократно и окончательная дата была утверждена тоже на лето 2024 года. Помимо этого совпадения, практически совпали и траектории полета обеих лунных станций.
Несколько слов в защиту «Луны-25»
За полетом индийского аппарата можно было следить в прямом эфире в YouTube и никаких серьезных эксцессов во время него не случилось. А вот при прилунении «Луны-25» возникла аварийная ситуация, которая, однако, не обнулила полностью успех российской космической отрасли, доказавшей способность создавать автоматические станции для межпланетных полетов.
Разработка и создание
В особенности частично успешная миссия «Луны-25» ценна тем, что Российская Федерация показала всему миру, что продолжает оставаться «космической» державой, несмотря на трудные времена девяностых годов прошлого века и начала нулевых годов этого века, когда многие специалисты были потеряны, а им на смену пришли менеджеры, умевшие только эффективно осваивать бюджет. В настоящее время РФ занимает третье место в мире по космическим запускам, существенно отставая от США и КНР. Следует отметить, что даже отрицательный результат российской лунной миссии для науки не бесполезен и теперь его причины будут исследовать ученые, чтобы в будущем не допустить подобных промахов, в том числе, другими государствами.
Чем отличаются «Чандраян-3» и «Луна-25»
Исследование южной полярной области естественного спутника Земли позволит определиться с возможностью строительства там лунной базы. Это место считается перспективным для подобного проекта из-за предположительно высокой концентрации там водяного льда, который необходим при производстве топлива, охлаждении скафандров и проведении многих химических реакций. Именно с этой целью обе лунные станции и были запущены. Российский аппарат был стационарным, и в его состав входило множеств научных приборов, а также механизированная система ведения раскопок. А в составе индийской лунной станции есть луноход «Прагъян» (его вес 26 кг, что в разы меньше, чем у российских и китайских луноходов), благодаря которому площадь исследования лунной поверхности не ограничивается близлежащей зоной прилунения. Такая возможность позволяет составить довольно подробную карту окружающей местности с отметкой областей нахождения лунного льда.
При этом исследовательский аппаратный комплекс на «Чандраян-3» гораздо скромнее, но главная цель у индусов была проверить работоспособность своей техники в условиях космоса. И успешность долёта и посадки уже стала первым подтверждением достижения указанной цели. Успешно отработал «Прагъян» и свой первый лунный день, длившийся с 23 августа по 4 сентября. С наступлением лунной ночи луноход перешел в режим сна – это необходимо, поскольку окружающая температура в этот период снижается до экстремально низкого значения и аппаратура в рабочем состоянии может выйти из строя. Однако запланированного «просыпания» не случилось – восстановить связь со станцией не удалось. Если связаться с аппаратом так и не удастся, то это будет означать уязвимость индийских приборов для сверхнизких температур.
Помимо лунохода, в состав «Чандраян-3» входит и посадочный модуль «Викрам». В этот раз он совершил мягкую посадку (но конструкция была рассчитана и на свободное падение), что в истории индийского освоения космоса впервые. Таким образом, Индия вошла в четверку «лунных» держав, присоединившись к СССР, США и КНР. А вот успешно прилуниться в приполярной зоне ей удалось первой. Запущен «Чандраян-3» был ракетой GSLV Mk.III, которая поднимала аппарат на околоземную орбиту за несколько этапов. На эллиптическую лунную орбиту он вышел 5 августа, а затем в течение нескольких дней переходил на низкую круговую орбиту, с которой и была совершена посадка в координатах 69,36 ю. ш. 32,335 в. д. Там же должна была сесть «Луна-25», разбившаяся при переходе с низкой круговой орбиты на эллиптическую с периселением почти 1800 метров.
Прагъян
Индийский «Прагъян» очень компактный, весит 26 кг, (советские аппараты весили более 700 кг, а китайские — 140). Итак, довольно успешно станция отработала отведенный для экспериментов лунный день, а по его завершении начались проблемы с поддержанием связи. После работ в период с 23 августа по 4 сентября аппараты были переведены в режим сна для экономии ресурсов в течение холодной лунной ночи. Но в назначенное время «индийцы» не включились. По мнению ряда экспертов, пока есть надежда на восстановление контроля над аппаратами: выдержит ли электроника супернизкую температуру, станет очевидно в ближайшее время. То есть, о степени успешности индийской миссии на Луну говорить рано. О российской - уже бессмысленно, хотя определенный результат дала и она.
Почему все так печально для России?
Придется признавать, это не первая неудача, уже были потери с «Марс-96», «Коронас-Фотон», проработавшим сильно меньше желаемого, «Фобос-Грунт». Вроде небольшой список - но число запущенных Россией подобных исследовательских миссий тоже весьма скромно. Если Индия шла к своей цели постепенно и последовательно, то у России ее программа имела огромный (полувековой!) перерыв, а подготовка «Луны-25» началась в 1997 году! Было ли в «Луне-25» что-то действительно инновационное в сравнении с «Луной-24»? Или сказался разрыв в поколениях между теми, кто запускал такие аппараты на практике в 70-е и теми, кто повторил это в 2023-м? Не удивительно ли, что производства по сей день выпускают необходимые детали и модули для аппаратов, разработанных 50 лет назад? Или производство тоже пришлось запускать заново? или развитие технологий в этой сфере в 2023 примерно соответствует развитию 50-летней давности?