Irina Gorodnyakova

Это вам не Голливуд: откуда взялась славянская нечисть и почему она круче западной

Словосочетание “славянские монстры” кажется странным, ведь в нашем понимании монстр – это что-то про голливудские фильмы ужасов. А русалки, лешие, водяные и кикиморы – знакомые с детства персонажи, которые обычно вызывают улыбку и ассоциируются с добрыми старинными сказками.

В современной культуре славянские мифические существа, к сожалению, остаются в тени и зачастую незаслуженно игнорируются. Хотя в последнее время интерес к ним все же вырос, в том числе благодаря кинематографу (сериалы “Там, где цветет полынь” 2023 г., “Сергей против нечисти” 2022 г., “Территория” 2020-2023 гг.).

И все равно когда речь заходит о монстрах, на ум моментально приходят зомби, вампиры и драконы. А ведь наша древняя нечисть вполне способна составить конкуренцию западной. И уж поверьте, последние на нашем фоне выглядят милыми зайцами из мультфильма “Зверополис”. Это вам не домовенок Кузя или водяной из известного мультфильма, а настоящая нечисть, внушающая страх и уважение.

Откуда мы про них знаем?

Одним из основных источников для исследователей, изучающих древнеславянскую культуру, считается “Книга Велеса”, также известная как “Велесова Книга” или дощечки Изенбека. Датируется она VII-IX вв. нашей эры.

Текст был вырезан или выжжен на небольших деревянных дощечках, но часть из них со временем пришла в негодность. Согласно легендам, “Книга Велеса” была обнаружена под Харьковом в 1919 году. В условиях политической нестабильности в стране, книга была перевезена в Брюссель, где была передана в руки слависта Миролюбова для подробного анализа. С оригинала были сделаны несколько копий, но в середине 1941 года, в период нацистского вторжения, таблички исчезли навсегда. Существует мнение, что “Книга Велеса” может находиться в “архиве арийского наследия” Анненербе. Однако достоверные сведения по этому поводу отсутствуют или остаются засекреченными.

Важно отметить, что с момента её обнаружения подлинность “Книги Велеса” вызывала вопросы, и недавно исследователи пришли к выводу, что существующие копии – это подделки, изготовленные мастерами середины XX века. Текст книги написан на различных славянских диалектах и отражает некоторые аспекты жизни древних славян. Несмотря на то что “Книга Велеса” не является надежным историческим источником, многие ученые и историки продолжают использовать её в своих исследованиях.

Русалки

Многие даже не догадываются, что Ариэль — это совершенно не та русалка... На самом деле у русалок нет хвостов. Они выглядят как обычные девушки, это по сути и есть обычные девушки, но только немного мёртвые (речь идет о тех, кто утонул, но не о самоубийцах). По некоторым версиям, это просто злые духи, связанные с определенными местами, но хвостов у них, безусловно, нет! И совершенно не обязательно, что они имели какое-либо отношение к воде. Существует множество различных вариаций этих существ, зависящих от территориальной принадлежности тех или иных народов.


Славяне выбирали для жизни леса (например, лоскотухи, которые обитали на деревьях, — откуда и возникла фраза "Русалка на ветвях сидит". Всегда было интересно, как она могла забраться туда с хвостом и зачем это делать), поля и огороды (полудницы, которые приходили в самый знойный час), а также озёра и реки. Образ русалки с хвостом появился намного позднее, вдохновленный образом западноевропейских морских дев.

С одной стороны, эти существа могли наносить вред: они любили завлекать людей и иногда вызывать проблемы, в основном проникая в дома и пряча вещи. С другой стороны, они были озорными и нередко помогали потерявшимся в лесу детям. Удивительно, но известно, что иногда они спасали людей от утопления, возможно, из-за того, что сочувствовали им, ведь и сами попадали в подобные ситуации. Разные представления о них порой противоречат друг другу, что неудивительно из-за обширных зон обитания и не самой продвинутой коммуникации между жителями.

Особенности

Подробнее
  • Об­раз в куль­ту­ре

    Под за­пад­ным вли­яни­ем в рус­ской ли­тера­туре и ки­нема­тог­ра­фе об­раз сла­вян­ской ру­сал­ки слил­ся с об­ра­зом мор­ской де­вы, ко­торая вмес­то ног име­ет ры­бий хвост и жи­вёт в мо­ре. В ан­гло­языч­ном бес­ти­арии для сла­вян­ских ру­салок упот­ребля­ет­ся сло­во rusalka, а для мор­ских дев — mermaid.
  • Внеш­ний вид

    Ру­сал­ки име­ют об­лик ма­лень­ких де­вочек, очень блед­ных, с зе­лёны­ми во­лоса­ми и длин­ны­ми ру­ками. Важ­ная от­ли­читель­ная и объ­еди­ня­ющая чер­та — рас­пу­щен­ные длин­ные во­лосы. Прос­то­воло­сость, не­допус­ти­мая в обыч­ных бы­товых си­ту­аци­ях для кресть­ян­ской де­вуш­ки.
  • Мес­та оби­тания

    Ру­сал­ки оби­та­ют в ле­су на вы­соких де­ревь­ях (нап­ри­мер, на ду­бе или ли­пе), на ко­торых лю­бят рас­ка­чивать­ся как ночью, так и днём. Тер­ри­тория оби­тания ру­салок вклю­ча­ет часть Бе­лорус­сии, Смо­лен­ской и Кур­ской об­ластей. Мес­та­ми пре­быва­ния счи­та­ют­ся ржа­ное или ко­ноп­ля­ное по­ле, ме­жи, лес, де­ревья, мес­та у во­ды, пе­рек­рёс­тки до­рог.
  • Ха­рак­тер

    В рус­ской ми­фоло­гии ру­сал­ки опи­сыва­лись как опас­ные су­щес­тва, час­то от­ри­цатель­но нас­тро­ен­ные к лю­дям. Но нес­мотря на свой нрав, ру­сал­ки мог­ли про­яв­лять бла­город­ные чер­ты в от­но­шении не­кото­рых лю­дей: они очень хо­рошо от­но­сились к ма­лень­ким де­тям, спа­сая их от ди­ких жи­вот­ных.

Русалки могут быть также описаны как "заложные покойники" — это те, кто погиб насильственной смертью, утопленники, самоубийцы, некрещёные дети, а также колдуны и ведьмы (которых обычно хоронили лицом вниз за пределами кладбищ и покрывали могилы камнями). Этот термин появился относительно недавно, так как у славян не существовало единого определения для таких существ — их всегда чётко делили на категории.

Леший

Дух-хозяин леса. Этот образ относится к числу наиболее известных персонажей славянской мифологии и, несмотря на ослабление мифологических традиций, продолжает оставаться популярным. Традиционное восприятие лешего многообразно, многослойно и иногда неясно. С одной стороны, он способен заворожить и запутать, заставив блуждать среди сосен, а с другой — оказать помощь в выходе из лесной чащи.

Особенности

Подробнее
  • Опи­сание

    Обыч­но ле­ший опи­сыва­ет­ся как ста­рик в кресть­ян­ской одеж­де на­из­нанку. Ре­же "хо­зя­ин ле­са" — во­лоса­тое че­лове­копо­доб­ное су­щес­тво. Две "вер­сии" ле­шего со­вер­шенно са­мос­то­ятель­ны, и, ве­ро­ят­но, воз­никли не­зави­симо. Сходс­тво ле­шего с гни­лым пнём ос­та­ёт­ся на со­вес­ти сов­ре­мен­ных ху­дож­ни­ков.
  • Об­раз жиз­ни

    Дом лес­но­го ста­рич­ка — за­терян­ная в глу­хом бо­ру из­бушка. Кор­мится хо­зя­ин ле­са вы­мога­тель­ством и мел­ким во­ровс­твом по де­рев­ням. Об­щес­тва ста­ратель­но из­бе­га­ет, но мо­лодень­ких де­вушек в сво­ём до­мике при­веча­ет охот­но. Ле­сови­ки клас­са "су­щес­тво во­лоса­тое, бло­хас­тое" жи­вут, бы­ва­ет, ста­ями, а изб не стро­ят во­об­ще.
  • Спо­соб­ности

    Ле­ший-кол­дун уме­ет ста­новить­ся не­види­мым, кон­тро­лиро­вать жи­вот­ных, скры­вать сле­ды сво­их лап­тей и ли­шать жер­тву спо­соб­ности ори­ен­ти­ровать­ся в ле­су, зас­тавляя её блуж­дать в трёх сос­нах. Мох­на­тый ле­ший спо­собен лишь ис­пускать ле­деня­щие кровь воп­ли.

Крестьяне нередко получали поддержку от леших как знак признательности за их внимательное отношение к лесу, разумную охоту и удаление больных деревьев. Леший мог вызвать медведей, чтобы помочь вернуть потерянных коров, или перенести заблудившихся людей на своих плечах.

Лешие могут существовать целыми сообществами! А вдруг они среди нас? Есть о чем подумать на досуге..

Кот Баюн

Все помнят рассказы бабушек на ночь о том, что появится Кот Баюн, который будет убаюкивать и напевать колыбельные? Мы воображали его как нежного и милого котика, который заботится о малышах. На самом же деле он действительно имел слабость к детям... но только как к своей пище.

В славянских мифах Кот Баюн не был ни няней, ни добрым созданием. Его создал Велес. Мыши погубили его запасы, и в ответ бог дал жизнь коту. Но это оказался огромный кот, сравнимый с тигром, с когтями и зубами из стали. Это существо проявляло хитрость и агрессию. Кот Баюн стал людоедом и часто наведывался в деревни. Если он замечал беззащитного ребёнка, то начинал мурлыкать, околдовывая несчастного, уводил его в лес и усыплял. Затем он бросался на добычу, разрывал на куски и поглощал её. В отдалённых деревнях ходили слухи о Баюне, который бродил с мешком детских костей. Он также нападал на рыбаков и охотников.

Особенности

Подробнее
  • Об­раз жиз­ни

    Ба­юн встре­ча­ет­ся в ле­су, обыч­но — "на ду­бе том" или на же­лез­ном стол­бе. Как пра­вило, хо­дит по це­пи и за­гова­рива­ет зу­бы всем встреч­ным-по­переч­ным.
  • Спо­соб­ности

    До­бычу учё­ный кот усып­ля­ет мур­чань­ем. Про­тив че­лове­ка мо­жет по­пытать­ся при­менить ма­гию, но толь­ко для са­мо­обо­роны. Ба­юн ра­зумен, хо­тя уме­ет ли он го­ворить или прос­то сып­лет вы­дер­ну­тыми из ска­зок ци­тата­ми на­обум — ещё ник­то тол­ком не ра­зоб­рался.
  • Про­ис­хожде­ние

    Про­ис­хожде­ние Ба­юна за­гадоч­но. Са­мое стран­ное его ка­чес­тво — лю­бовь к же­лезу. Про­чая не­чисть бо­ит­ся это­го ме­тал­ла, как ог­ня, а у ко­та ма­ло что же­лез­ные ла­пы, так ещё и не­объ­яс­ни­мая лю­бовь к же­лез­ным стол­бам.
  • Опа­сен?

    Для че­лове­ка этот уса­тый фоль­кло­рист поч­ти не опа­сен. Хо­тя за­бол­тать мо­жет толь­ко так. А ма­нул да­ёт при­мер­ное пред­став­ле­ние о воз­можнос­тях Ба­юна в ближ­нем бою.

В сказаниях Кот Баюн жил в компании Бабы Яги, помогая ей в темных делах, магии и хозяйственных вопросах. Андрей-стрелок сумел укрыться от него, воспользовавшись железными шлемами. Баюн любил прыгать на головы своих жертв. Но он также имел дар исцеления — его голос был способен лечить. Постепенно мифы о Баюне стали менее мрачными — возможно, кот решил переосмыслить свои поступки и изменить наконец свою жизнь?

  • О чем статья?

    Коротко в одном блоке

    Подробнее
  • Сла­вяне vs за­пад

    На­ша древ­няя не­чисть впол­не спо­соб­на сос­та­вить кон­ку­рен­цию за­пад­ной. И уж по­верь­те, пос­ледние на на­шем фо­не выг­ля­дят ми­лыми зай­ца­ми из муль­тфиль­ма “Зве­ропо­лис”.
  • От­ку­да мы про них зна­ем?

    Од­ним из ос­новных ис­точни­ков для ис­сле­дова­телей, изу­ча­ющих древ­несла­вян­скую куль­ту­ру, счи­та­ет­ся “Кни­га Ве­леса”, так­же из­вес­тная как “Ве­лесо­ва Кни­га” или до­щеч­ки Изен­бе­ка.
  • Ру­сал­ки

    На са­мом де­ле ру­сал­ки не име­ют хвос­тов. Они выг­ля­дят как обыч­ные де­вуш­ки, так как это по су­ти и есть обыч­ные де­вуш­ки. Эти злые ду­хи свя­заны с оп­ре­делен­ны­ми мес­та­ми.
  • Ле­ший

    Этот об­раз от­но­сит­ся к чис­лу на­ибо­лее из­вес­тных пер­со­нажей сла­вян­ской ми­фоло­гии. С од­ной сто­роны, он спо­собен зас­та­вить блуж­дать сре­ди со­сен, а с дру­гой — по­мочь вый­ти из лес­ной ча­щи.
  • Кот Ба­юн

    Кот Ба­юн стал лю­до­едом и час­то на­веды­вал­ся в де­рев­ни. Ес­ли он за­мечал без­за­щит­но­го ре­бён­ка, то на­чинал мур­лы­кать, окол­до­вывая нес­час­тно­го. Жил с Ба­бой Ягой, по­могая ей в тем­ных де­лах и ма­гии.
Irina Gorodnyakova
83

Начать обсуждение

0

ViStat.org - проект с интерактивной инфографикой. Мы делаем информацию визуальной и удобной для восприятия: кликайте на фотографии с деталями или на пиктограммы в ленте событий и узнавайте подробности об этом.

Некоммерческий проект ViStat.org создан с целью визуализации знаний, а также систематизации фактов о событиях, процессах, явлениях для детального поиска в рамках творческой, учебной и иной аналитической деятельности.

Для связи с нами пишите на почту vs@vistat.org