Irina Gorodnyakova

6 малоизвестных фактов о женщине, которую боготворили художники и поэты

Продолжаем рассказывать о музе, которая вызывала трепет и обожание Сальвадора Дали (и не его одного) и смогла сохранить эти чувства до глубокой старости. Легендарная Гала детство и юность провела в дореволюционной России, где она была никому не известной Еленой Дьяконовой. Когда девушке исполнилось 18 лет, ее жизнь заиграла яркими красками. На фоне известных биографических фактов с ней случалось много невероятных событий.

Женщина-праздник

Девочка росла в обеспеченной семье. Отчим был адвокатом, семья по материнской линии владела золотыми приисками. Поэтому когда юная Елена заболела туберкулезом, родители не стали экономить и отправили дочь лечиться в Швейцарию.

Именно швейцарский санаторий стал тем ключиком, который открыл для девушки дверь в богемный мир Европы. Дело в том, что по стечению обстоятельств в это же время там с таким же диагнозом оказался сын богатого торговца недвижимостью. Молодые люди были ровесниками: 18-летние, пылкие, готовые отдаться любовному порыву.

Избранник Елены оказался начинающим поэтом. Именно она пробудила в нем стремление писать любовную лирику. Влюбленные придумали друг другу новые имена: Поль Элюар и Гала. Интересно, что Елена сама себя называла Галина или Гала. Но поэт перенес ударение на второй слог: во французском языке слово «гала» означало «праздник».

Свободная любовь

Против влюбленных объединился весь мир: расстояния, недовольные их отношениями родители, мировая война. Однако пылкая и решительная Гала была не из тех, кого можно поматросить и бросить. Она выехала к своему жениху во Францию с целью непременно стать его женой.

Сразу стоит сказать, что русская девушка не собиралась довольствоваться стандартными представлениями о семейном счастье. Ей хотелось яркой и эффектной жизни. Работать она не хотела, но мечтала о том, как будет эпатировать парижскую публику. Гала представляла себя сияющей кокоткой с всегда ухоженными руками и «наманикюренными ногтями». Кстати, она изначально не собиралась хранить верность мужу. Впрочем, тогда идея свободной любви витала в европейском воздухе и находила много сторонников. Измены были в моде – более того, особым шиком считалось не скрывать их, вплоть до открытой жизни втроем.

Не красотой, так харизмой

Поль обожал свою русскую жену. Не все разделяли его восхищение. Многим она казалась откровенно некрасивой. Отсутствие блистательной внешности Гала искусно компенсировала непрошибаемой уверенностью в своей неотразимости. Она заражала ей окружающих, поэтому каждое ее появление на публике вызывало фурор. Гала не просто увлекала мужчин, она разжигала в них нешуточную страсть. В парижском обществе ее называли «колдовской славянкой». Поклонники открыто ухаживали за Галой, а муж без устали сочинял любовные стихи.

Логическим продолжением такой жизни стало появление постоянного любовника. Им стал немецкий художник-авангардист Макс Эрнст. Гала стала его моделью, а потом и вовсе привезла любовника в семейное гнездышко во французскую деревушку Обонь. Она заявила мужу, что теперь они будут жить все вместе. Любовный треугольник с совместным проживанием продержался целый год.

Первым не выдержал муж. Он старался вписаться в тренд «свободной любви», но нервы сдали. Поль сбежал в кругосветное путешествие, оставив прощальную записку. Однако на тот момент он был нужен Гала. Она как настоящая хищница последовала по его следу, настигла в Азии и вернула обратно. Их отношения продолжались еще 5 лет, пока жена сама не бросила его. После этого удара поэт женился на проститутке Нюш и забрал ее с панели. После ее смерти у него была еще одна супруга, но все женщины осознавали, что Гала прочно обосновалась в его сердце. К тому же, она родила ему дочь, о которой стоит рассказать подробнее, так как сама Гала не любила говорить об этом факте своей биографии.

“Дитя сюрреализма”

Единственным ребенком легендарной музы поэтов и художников была дочь Сесиль. Она родилась 10 мая 1918 года. Свадьба родителей состоялась в феврале 1917 года, поэтому очевидно, что Гала вышла замуж будучи беременной. Неизвестно, планировала ли пара заводить ребенка. В любом случае, Поль был счастлив стать отцом. Он сохранил эмоциональную связь с дочерью на протяжении всей своей жизни. Чего нельзя сказать о его супруге.

Гала откровенно тяготилась ребенком в доме. Она хотела стать кокоткой и сердцеедкой, но никак не заботливой мамочкой. Поэтому продолжала вести себя так, как будто дочери нет. Например, привела в дом любовника Макса Эрнста. Ведь во время их свободной любви в доме жила и маленькая Сесиль. Когда мужчины уезжали по своим делам в Париж, Гала очень тяготилась необходимостью сидеть с ребенком. Возможно, эти часы одиночества и невозможности блистать в богеме стали причиной тихой ненависти к дочери. Мать отправляла Сесиль гулять по саду, так как не хотела ей заниматься.

Конечно, дочь все-таки нельзя назвать несчастным ребенком. Материнскую любовь ей частично компенсировало общение с лучшими представителями искусства. Малышка с детства вращалась в творческой среде. Среди сюрреалистов было не так много семейных людей, а тем более родителей. Поэтому маленькая девочка сразу стала всеобщей любимицей. Ее обожал Пикассо. Он брал малышку на боксерские матчи. Кроме того, всегда был рад видеть ее в своей мастерской, хотя другим было строго запрещено его беспокоить без приглашения.

Понятно, что девочке было не очень интересно со взрослыми людьми. Она не могла оценить уникальность своего положения «звездного» ребенка. Ей хотелось всего лишь иметь любящих родителей и проводить с ними детство. Как раз этого они ей дать не могли. Поль не мог повлиять на любвеобильную Галу. Она продолжала увлекаться мужчинами, а дочь ей только мешала в этом круговороте страстей.

Продолжение было закономерным: мать окончательно бросила дочь-подростка. Сесиль осталась жить с отцом. Гала категорически не хотела с ней общаться до самой смерти. Более того, когда Сесиль решила приехать к умирающей матери, чтобы обеим облегчить душу и примириться, та запретила прислуге ее впускать. Дочь не была упомянута в завещании. Старая мать щедро одаривала молодых любовников, но ни разу не вспомнила о дочери. Все-таки Сесиль отсудила портрет своего отца, написанный Дали. Впоследствии она продала его за 22,5 миллиона долларов. Она была полной противоположностью матери и не любила светиться в обществе, тихо занималась литературной деятельностью в окружении книг. "Дитя сюрреализма" прожила жизнь обычной женщины, родила троих детей и умерла в возрасте 98 лет.

Ах, знал бы Поль!

Итак, мы подошли к самому интересному моменту в жизни Гала: знакомство с каталонским художником. Как раз об этом факте знают все. Про совместную жизнь музы и эпатажного сюрреалиста написано много. Тем более что вместе они провели более 50 лет. Примечательный факт в духе времени: Сальвадор Дали был приятелем Поля. Именно первый муж познакомил Гала с ее будущим вторым мужем. Знал бы он тогда чем обернется для него это знакомство!

Судьбоносная встреча состоялась в 1929 году. Гала была на 10 лет старше Дали. Ей было 35 лет, ему – 25. Начались бурные и странные отношения. Сальвадор до этого был равнодушен к женщинам. Однако Гала сделала невозможное: разожгла в красивом, но холодном мужчине дикую страсть.

Современники с интересом наблюдали за этими отношениями. Все сходились в мысли о том, что Гала не потеряла голову от любви, наоборот, она вышла замуж по расчету. На первый взгляд, женщину трудно было обвинить в прагматизме. На рубеже 30-х годов Дали еще был далек от славы и денег. Более того, сначала пара жила очень бедно. Это потом он начал дарить жене замки, шубы, автомобили. Могла ли это предвидеть Гала? Все считали, что да. На тот момент это была уже зрелая женщина с огромным опытом общения с людьми искусства. Она рассмотрела гениальность Сальвадора за его многочисленными странностями и фобиями. К тому же, она поняла, как можно продвигать его талант и зарабатывать на нем. На любовной лирике первого мужа невозможно было сказочно разбогатеть. Другое дело – картины, каждая из которых несла в себе потенциал многомиллионного источника дохода.

Именно Гала предугадала направление, которое станет популярным. Она подсказала художнику, в каком стиле работать, чтобы его картины охотно покупали. Дали боготворил свою жену. Богемная тусовка уже не разделяла его восторга: сюрреалисты даже дали ей прозвище «Гала-Чума». Молодой девушке охотно прощали ее любвеобильность. Однако приближался 50-летний рубеж, а женщина выбирала себе любовников с каждым годом все моложе. Это стало объектом насмешек, ее называли в лучшем случае – валькирией, в худшем – потаскухой.

Главное, что все эти слухи нисколько не смущали ее мужа. Дали был не против похождений законной супруги, наоборот, даже поощрял их. Он не стеснялся говорить в интервью, что огромное количество любовников жены только разжигает его страсть к ней. В 1934 году пара официально зарегистрировала отношения. Художник продолжал вытворять эпатажные поступки, которые повергали его родственников в шок. Например, послал отцу письмо со своей семенной жидкостью с надписью: «Это все, что я тебе должен». Плохо высказывался о своей умершей матери. Создается впечатление, что Гала и Сальвадор нашли друг друга и полностью перечеркнули свое прошлое. Она не общалась с дочерью, он – с отцом.

Очевидно, что отношения в паре были далеки от стандартных. Жизнь и творчество на грани безумия – так может показаться постороннему наблюдателю. С другой стороны, такой гений, как Сальвадор Дали был обречен на одиночество, так как с ним было, мягко говоря, нелегко. Пожалуй, только такая пылкая и знающая себе цену женщина смогла укротить его нрав и вместе с тем вдохновить на написание уникальных полотен. Гала сделала из фамилии Дали узнаваемый бренд и потом пожинала плоды в виде богатства и славы.

Детей у пары не было. Сальвадор был категорически против их рождения, да и Гала не прельщала роль матери. К тому же, она перенесла операцию на матке и стала бесплодной. Одним словом, у пары было много общего, в том числе стремление к популярности и нелюбовь к детям.

Бурная старость

Десятилетия XX века были насыщенными. Однако пара сумела органично вписаться в любое время, при этом не меняя свои основные ценности. Трудно представить, что Гала и Сальвадор с течением времени превратились бы в тихих старичков. Достаточно посмотреть на их фотографии из разных десятилетий. До глубокой старости они сохранили эпатажный внешний вид и желание быть в центре внимания.

Яркие эпизоды биографии

Подробнее
  • Жен­щи­на-праз­дник

    Из­бран­ник Еле­ны ока­зал­ся на­чина­ющим по­этом. Влюб­ленные при­дума­ли друг дру­гу но­вые име­на: Поль Элю­ар и Га­ла. Ин­те­рес­но, что Еле­на са­ма се­бя на­зыва­ла Га­лина или Га­ла. По­эт пе­ренес уда­рение на вто­рой слог: на фран­цуз­ском сло­во "га­ла" оз­на­чало "праз­дник".
  • Сво­бод­ная лю­бовь

    Га­ла из­на­чаль­но не со­бира­лась хра­нить вер­ность му­жу. Впро­чем, тог­да идея сво­бод­ной люб­ви ви­тала в воз­ду­хе и об­ре­тала мно­го пок­лонни­ков. Из­ме­ны бы­ли в мо­де, бо­лее то­го, осо­бым ши­ком счи­талось не скры­вать их, вплоть до от­кры­той жиз­ни втро­ем.
  • Не кра­сотой, так ха­риз­мой

    Поль обо­жал свою рус­скую же­ну. Не все раз­де­ляли его вос­хи­щение. Мно­гим она ка­залась от­кро­вен­но нек­ра­сивой. От­сутс­твие блис­та­тель­ной внеш­ности Га­ла ис­кусно ком­пенси­рова­ла неп­ро­шиба­емой уве­рен­ностью в сво­ей не­от­ра­зимос­ти.
  • Ди­тя сюр­ре­ализ­ма

    Се­силь Элю­ар по­лучи­ла проз­ви­ще "ди­тя сюр­ре­ализ­ма". Га­ла ка­тего­ричес­ки не хо­тела об­щать­ся с до­черью до са­мой смер­ти. Бо­лее то­го, ког­да Се­силь ре­шила при­ехать к уми­ра­ющей ма­тери, что­бы обе­им об­легчить ду­шу и при­мирить­ся, та зап­ре­тила ее впус­кать.
  • Судь­бо­нос­ная встре­ча

    Га­ла бы­ла на 10 лет стар­ше Да­ли. Это бы­ла уже зре­лая жен­щи­на с ог­ромным опы­том об­ще­ния с людь­ми ис­кусс­тва. Она раз­гля­дела ге­ни­аль­ность Да­ли за его стран­ностя­ми и фо­би­ями. И по­няла, как мож­но прод­ви­гать его та­лант и неп­ло­хо на нем за­раба­тывать.
  • Бур­ная ста­рость

    Да­же в воз­расте 60+ же­на Саль­ва­дора Да­ли про­дол­жа­ла ак­тивно ему из­ме­нять. Он по­дарил ей за­мок в Пу­боле, в ко­тором она ус­тра­ива­ла ор­гии с мно­гочис­ленны­ми мо­лоды­ми лю­бов­ни­ками, ко­торых на­зыва­ла "ви­тами­нами" и счи­тала, что они по­мога­ют ей не ста­реть.

Старость Гала была не менее бурной, чем ее молодость. Возможно, даже более насыщенной на любовные приключения, которые становились все более изощренными. Даже в возрасте 60+ жена Дали продолжала активно ему изменять. Он подарил ей замок в Пуболе, в котором она устраивала оргии с многочисленными молодыми любовниками. Конечно, женские чары уже не работали, поэтому приходилось пускать в ход материальный стимул. Гала буквально бегала за объектами своей страсти, дарила им дорогие подарки, в том числе и картины знаменитого мужа. Она называла молодых любовников «витаминами» и считала, что они помогают ей не стареть.

В нее продолжали влюбляться мужчины. Один из них – 22-летний Уильям Ротлейн. Правда, парень страдал от наркотической зависимости, и вскоре от нее умер. Стареющая кокотка стала лакомым кусочком для альфонсов и аферистов. Даже Дали уже не выдерживал такого бардака в их жизни, что становилось причиной ссор. Дошло до того, что Гала переехала в замок и запретила входить в него мужу. Повидать супругу художник мог только с ее письменного разрешения. Так эта любовная история дошла до абсурда: Гала продолжала откровенничать в интервью о своей бурной интимной жизни, а ее муж афишировал отсутствие потенции.

В 1982 году Гала Дали умерла в клинике. Перед смертью она страдала от физической боли. Художник посадил свою музу на заднее сиденье кадиллака и увез в семейный склеп в ее любимый замок. После смерти жены психическое состояние Сальвадора резко ухудшилось. Он пребывал то в депрессии, то в бурных припадках. Однако прожил еще 6,5 лет и умер в 1989 году. Художник завещал похоронить себя так, чтобы по его могиле могли ходить люди. Поэтому он погребен не рядом с любимой Галой, а замурован под полом в театре-музее Дали в Каталонии.

Irina Gorodnyakova
19

ViStat.org - проект с интерактивной инфографикой. Мы делаем информацию визуальной и удобной для восприятия: кликайте на фотографии с деталями или на пиктограммы в ленте событий и узнавайте подробности об этом.

Некоммерческий проект ViStat.org создан с целью визуализации знаний, а также систематизации фактов о событиях, процессах, явлениях для детального поиска в рамках творческой, учебной и иной аналитической деятельности.

Для связи с нами пишите на почту vs@vistat.org