Газопроводу из Катара через Сирию - быть?
Еще в середине десятых в Дохе от планов с газопроводом отказались, делая ставку на сжижение природного газа с морских месторождений для дальнейшего экспорта, но идея едва ли изжила себя.
Правда.
Северное – Южный Парс
Разобравшись с неочевидной топономикой, отметим следующий момент.
Разработка Южного Парса в Иране была разделена на 28 участков. Оператор разработки - иранская государственная нефтегазовая компания. Участниками разработки являются гиганты Газпром, Eni и Total. Газ из Южного Парса по газопроводам отправляется в районе Ассалуйе, расположенной в южной иранской провинции Бушер на берегу Персидского залива. Далее — в Индию и Европу.
Катар тут более самодостаточен: Северный разрабатывают прежде всего местные Qatargas и RasGas. QatarGas — один из крупных мировых производителей СПГ, а Rasgas - второй по величине производитель СПГ в мире... после Qatargas. В общем, у Катара нет никаких проблем с тем где, как и что добывать. Есть некоторые проблемы со сбытом, но не критичные.
Тем не менее, проекты множились и в начале 2000-х в мире заговорили о катаро-турецком газопроводе, который мог бы начинаться в том самом супергигантском нефтегазовом месторождении в территориальных водах Катара и Ирана и, пересекая территорию Турции, соединяться с магистральным газопроводом Набукко. Целью было снабжение газом Турции и Европы.
История с Набукко началась еще в 2004 году. Начало постройки планировалось на 2011 год, окончание - на 2014-й. И знаете что. Его тоже не построили. Что с чем соединять?
Проблемы Набукко на этапе проектирования
ПодробнееАнти-иранская компания
Для обеспечения трубопровода газом были предложены месторождения в Иране, но очень некстати развернулась компания с конфликтом вокруг иранской ядерной программы.Много стран — труба одна
После перепланирования в проект включены месторождения из Туркменистана, Азербайджана и иракского Курдистана. Но всех поставщиков газа в одну трубу собрать не удавалосьЭкология
Иран и Россия , как граничащие на Каспии страны, выступили против данного проекта из экологических соображений.Экономическая нецелесообразность
Газопровод мог себя окупать на протяжении порядка 50 лет и его эксплуатация, зависимая от неравномерных поставок газа, оказывалась экономически нецелесообразна
Популярной точкой зрения было то, что действия России в Сирии преследывала цели, выходящие за рамки защиты своего союзника. Российские самолеты якобы нацеливались на маршруты предполагаемого газопровода, чтобы предотвратить его строительство и тем самым сохранить преобладание Газпрома на европейском энергетическом рынке.
Значение проекта для России
Итак, Сирия в огне, Ближний Восток нестабилен, да что ж ты будешь делать. Никогда такого не было, и вот опять. Саудовская Аравия и Катар вроде бы остались недовольны отказом президента Сирии - Асада от идеи газопровода, озвучкенной еще в 2009 году (тем смешнее в 2016 было читать интервью Асада "Комсомолке", в котом он сказал, что к нему по поводу газопровода из Катара вообще никто не обращался, а раз не было предложения - не могло быть и отказа).
В 2011 в Сирии началась гражданская война, а в 2012 году Асад заключил с Тегераном меморандум, который предусматривал организацию сирийского транзита иранского газа в Европу через Ирак, исключая Турцию. Речь шла о строительстве завода по сжижению газа на побережье Средиземного моря.
С одной стороны понятно, может быть султаны и эмиры к Башару с лучшими намерениями, а он не оценил... Только ребята с Аравийского полуострова – не глупцы. Зачем разжигать длительную гражданскую войну на территории, через которую им не терпится проложить безопасную трассу стратегического магистрального газопровода?
И так ли был нужен этот газопровод? Возможно, речь шла о проекте на этапе оценки перспектив?
Критика проекта
Но имеем что имеем. Катар в убытке не остался, а при учете непостроенного Набукко необходимость газопровода через территорию Сирии снова под вопросом. С чем его соединять? Нужно ли это Турции в 2024-м?
Но с 2011 года мир изменился. С началом гражданской войны сирийское правительство фактически утратило контроль над важнейшими нефтяными ресурсами. Большинство месторождений сначала перешло в руки оппозиции, а затем и террористам. Важная провинция Дэир-эз-Зор, где сосредоточены ключевые нефтяные запасы, сейчас контролируется Сирийскими демократическими силами, представленными курдами и финансируемыми Соединёнными Штатами. К 2019 году нефтедобывающая инфраструктура страны оказалась в значительной степени разрушенной в результате боевых действий, включая американские авиаудары.
Отношения с Россией
А у Катара, наоброт, все хорошо. Катар, стремясь укрепить свои позиции на мировом энергетическом рынке, значительно нарастил добычу газа с 65 до 150 млрд кубометров в год уже между 2007 и 2011 годами, когда в Сирии началась гражданская война. Для такого роста производства необходимо было создать соответствующую инфраструктуру, транспорт и каналы сбыта, а также разработать долгосрочную стратегию.
Вопрос о целесообразности строительства газопровода через Саудовскую Аравию, с которой у Катара имеются сложные отношения, и через Сирию, охваченную конфликтом, в Европу, где наблюдается ежегодное снижение потребления газа на 15%, вызывает немало сомнений. Зачем Дохе в таких непростых условиях развивать столь амбициозный проект?
О чем статья?
ПодробнееМесторождение
Катарская часть месторождения Северный — Южный Парс расположена в Персидском заливе к северо-востоку от Катара. Местрождение делает Катар третьим в мире по запасам природного газа.Проект газопровода
Международный газовый проект предлагал, чтобы одна ветка газопровода проходила через Саудовскую Аравию, Иорданию и Сирию, а другая — через Саудовскую Аравию, Кувейт и Ирак.Набукко для соединения с катарским газом
История с Набукко началась еще в 2004 году. Начало постройки планировалось на 2011 год, окончание — на 2014-й. И знаете что. Его тоже не построили. Что с чем соединять?Версия причин присутствия России в Сирии
Действия России вышли за рамки защиты союзника: российские самолеты якобы нацеливались на маршруты газопровода для защиты своих позиций на газовом рынке Европы.Нужен ли Катару газопровод в 2024-м?
Катар уже к 2011 году значительно нарастил добычу газа, создал соответствующую инфраструктуру, транспорт и каналы сбыта, а также разработал долгосрочную стратегию.
Подпишитесь и читайте Vistat в
Начать обсуждение