Alex Part

Художник, который уничтожал свои картины

Затрагивать мир Клода Моне — это как погружаться в бескрайние воды культуры, где каждая капля — это его труд, его вдохновение.

Великое наследие

86 лет жизни, полных творчества, оставили после себя невероятное наследие — около двух тысяч картин. Оскар Клод Моне, величайший из учителей, не требуя учеников, открыл нам глаза на мир, не таким, каким он есть, а таким, каким его чувствует душа.
Родившись в Париже, 14 ноября 1840 года, в семье бакалейщика, он провел детские годы в Гавре. Мальчик, что бродил по пляжу, был скорее мечтателем, чем учеником, и на уроках вместо учебы создавал карикатуры, издеваясь над строгими учителями. В 15 лет его боялись даже знатные граждане, ведь его талант и дерзость уже тогда привлекали внимание.

Путь Клода Моне через испытания

Учителем первым был Эжен Буден, что увидел в юном Моне искру таланта, открыв ему двери в царство искусства. Позже, полон благодарности, Клод напишет: "Я не забыл, как вы научили меня видеть и понимать". 
Первый холст — "Вид на Рюэлль", как отражение пейзажей наставника, впитал в себя уроки природы. 
Охваченный страстью к живописи, Моне принимает судьбоносное решение — перебраться в Париж, где мечты и реальность переплетутся. 
Но именно здесь безоблачные дни заканчиваются. Отец в гневе, узнав о намерениях сына, отказывая в поддержке, пытается остановить его. Но воля Клода сильнее преград, и он не сдается, стремясь следовать за своей мечтой.

Но вот, в армию призван, Моне, сражаясь с недугом лихорадки, познал горечь страданий. Отец, волнуясь, выкупил сына, и отправил в Школу изящных искусств в Париже, поставив условие: учить академическое мастерство.
Но серые стены Академии, где правят строгие мастера, не вдохновили душу Клода. Он, недовольный рамками, бросил этот путь и нашел свое призвание в свободной мастерской Шарля Глейра. 
Там, среди сверстников, встретил он Базиля, Сислея и Ренуара — могучую компанию, что вместе создала движение импрессионизма, открывшее новые горизонты для искусства.

Впечатление импрессионизма

Что объединяло их, трёх творцов из разных слоёв? Сын портного Огюст, наследник сенатора Фредерик, и Альфред из Лондона, — все они в школе светились мастерством, мечтая о большем, чем просто подражания? Однако не хватало им лидера, пока не явился четвертый — щеголь, дэнди, в наряде из лучших тканей Парижа, с карманами пустыми. Когда портной недоумённо возразил, тот лишь с высокомерием отвечал: «Я откажусь от ваших услуг, мсье». 

Так художники объединились, и имя их движению пришло само — Луи Леруа в своём фельетоне назвал их «импрессионистами», от картины Моне «Впечатление». В этот миг появился «Салон отверженных», место, где обнажились их страсти, а волнение вызвали строгие оценки произведений. Их работы встретили жестокую критику, но вдохновение лишь окрепло.

Разрезанный завтрак

Наиболее значимой стала грандиозная шестиметровая картина «Завтрак на траве», что Моне создавал для предстоящего Салона. Но, увы, лишь в залоге она осталась, как жертва вынужденного выбора. Вернувшись, он с ужасом заметил: сырой воздух поглотил её краски, оставив лишь блеклые воспоминания о гармонии. В отчаянии, Моне под натиском судьбы, разрезал её на части, словно пытался спасти разбитую мечту.

Серийные порезы

Нужда настигала, как грозовая туча, и порой Моне, в поисках света, соскабливал краски с прежних строк, чтобы создать новые сюжеты. Карман пустел, и его умения оковывались нехваткой средств, каждое мгновение работы становилось борьбой. Всю приданную Камиллы, сокровище её души, он безжалостно растратил, погружая в долги и вино, что блистало лишь во мгле надежды. 

В отчаянной попытке укрыться от кредиторов, художник с сердцем разорённым перешёл через линию — порезал две сотни своих творений, вновь ставших щитом. Но даже те фрагменты, что уцелели, собрали лишь жалкие 30 франков за каждую порцию, оставляя лишь горечь и тени былых свершений.

Вместо итога

Клод Моне заморозил мгновения в своих картинах, осознавая, что всё проходит, но ничего не уходит без следа. Жизнь всегда полна ожидания нового дня. Это стало его прижизненным триумфом как художника. 
Моне был поистине счастливым человеком. Он достиг признания ещё при жизни, испытывал любовь и сам дарил её, а также занимался тем, что приносило ему радость.

Alex Part
32

Подпишитесь и читайте Vistat в