Irina Gorodnyakova

Как раньше обходились без фотошопа?

В русском культурном комьюнити легендарное произведение фотографа Филиппа Халсмана Dali Atomicus часто называют “Дали и Кошки”. Считается, что Халсман стоял у истоков сюрреализма в фотоискусстве. Dali Atomicus — настоящее творение художника: в 1948 году, когда была сделана эта фотография, не было ни компьютеров, ни инструментов цифровой обработки, а мастера фотографии пользовались в своем искусстве только законами света и тени.

Произведение Dali Atomicus называется так неспроста. В сороковых годах запечатленный на снимке Сальвадор Дали увлекался квантовой физикой. Счастливый, немного безумный на вид Дали, вместе с черными кошками парящий в воздухе своей мастерской, и сам похож на летающий вокруг ядра своей молекулы атом. Именно в то десятилетие ученые в области ядерной физики доказали, что молекула состоит из положительно заряженного ядра и вращающихся вокруг нее отрицательно заряженных электронов. А еще стало известно, что вся материя — или целая Вселенная — свободно парит в состоянии, названном впоследствии “временно́й паузой”.

Фотограф Халсман тоже был довольно пытливым до научных изысканий человеком, так что когда по миру прогремело новое квантовое достижение, он тут же направил свое вдохновение на друга Сальвадора, такого же сюрреалиста и энтузиаста, как и сам Халсман.

Снимок, изображающий Дали с черными кошками и рисунком, стал легендарным. По слухам, изначально вместо потока воды на фотографии должно было струиться молоко, однако в голодные послевоенные годы такой жест выглядел бы кощунственно и мог вызвать волну недовольства. Дали тоже удивлял — говорят, он предлагал Халсману подорвать кошку динамитом, чтобы запечатлеть момент поистине “ядерным”. Весьма пугающе, но все это, впрочем, только слухи.

В итоге ни коты, ни молоко попусту не тратились, и одним прекрасным днем 1948-го Халсман и Дали соединили свою креативность и сделали снимок, впоследствии ставший культовым. В качестве атрибутики для фото были выбраны мольберт, табуретка и “Атомная Леда” Дали: картину и мольберт подвесили на ниточки, кошек подбросили, стул держала жена Халсмана, а сам Дали с кистями в руках подпрыгнул на счет четыре. Для пущей реалистичности Халсман использовал самые контрастные вспышки и павильонные декорации.

Но дело шло тяжело. Создать такую сложную композицию в движении с первого раза не удалось: вода попадала на Дали, а не на кошек, сам художник то и дело подпрыгивал слишком высоко. Дочка Халсмана, также присутствовавшая на безумной фотосессии, успокаивала и сушила кошек полотенцем, а фотограф то и дело был недоволен результатом.

Устали и кошки, и Дали: всем им пришлось сделать в общей сложности 28 прыжков. Не сказать, что кошки оценили такую тягу к искусству — все трое то и дело норовили убежать от своих мучителей. Однако все участники фотосессии уцелели, а конечный снимок получился поистине шедевральным.

Irina Gorodnyakova
32

Подпишитесь и читайте Vistat в