Отец импрессионизма
Клод Оскар Моне — первый художник импрессионизма, которому удалось запечатлеть не просто предметы и явления, а впечатления, сопровождающие людей в их жизни. Родился Моне в 1840 г. в столице Франции — Париже, родители видели его работником торговой сферы, но он стал художником революционного направления. Свою революцию он определял в качестве победы света и цвета над очертаниями, любви над рациональностью.
Моне учился в Париже, посещал студию Сюиса и художественную мастерскую академической ориентации Шарля Глейра. Большой акцент делал на картинах французских художников-пейзажистов К. Коро, Ш. Добиньи и Т. Руссо. Важнейшую роль для его творческой деятельности имело знакомство с живописцами, которые как раз находились в поиске вариантов выражения себя в искусстве, такими как Писсарро, Базиль, Дега, Сезанн, Ренуар, Сислей и др. В кругу этих молодых живописцев фактически и был зарожден импрессионизм. Клод Оскар Моне много занимался работой на натуре, он видел смысл своего творчества не просто в запечатлении открывающегося пейзажа, бытовой сценки, а в передаче свежих впечатлений от созерцания красоты окружающей природы.
Рассуждая о важности своей роли в истории искусства, Моне писал о теориях, которые всегда внушали ему ужас. Он определял собственную заслугу только выполнением работы непосредственно на природе, при старании передачи на полотне наиболее быстротечных эффектов. Также Моне говорил об имеющемся у него отчаянии: он предоставил основание для названия импрессионистами группы художников, большая часть из которых вообще никак не была связана с импрессионизмом.
Клод Моне, определяющийся в качестве “отца импрессионизма”, отмечал, что написание картин для импрессионистов можно сравнить с пением для птиц. Так, в конце жизни он определил собственную позицию на направление в искусстве, в качестве основания которого выступают исключительно визуальные впечатления и передача самых небольших изменений формы и цвета под влиянием света.
Моне запомнился созданием самых разных художественных творений, в том числе портретов, натюрмортов, пейзажных полотен, сюжетных картин. При этом самую важную роль играли пейзажи городской и деревенской жизни, а также морской тематики. В этих полотнах можно увидеть изображение окружающей среды, где есть человек или его там нет.
Биография
Моне добивался, чтобы в его полотнах в мягкой форме присутствовало впечатление воздушной вибрации. Он воссоздавал мотив пейзажа в качестве отдельного элемента вечной природы, которая наполнена страхом и постоянным внутренним движением, и как будто выхвачена на момент из жизненного потока (“Бульвар Капуцинок в Париже”, 1873 год; “Скалы в Бель-Иль”, 1886 год).
В девяностых годах 19-го века, в стремлении запечатлеть разнообразные состояния окружающего пространства в разные периоды суток и при различных погодных условиях, при избрании одной и той же конкретной мотивации, Моне занимался созданием серии полотен разнообразных вариаций (“Стога сена”, с 1890 по 1891 год; “Руанский собор”, с 1893 по 1895 год).
В рамках позднего творческого периода художника материальные характеристики предметного мира все больше начинают растворяться в неустойчивом пространстве (“Туман в Лондоне”, 1903 год), нарастают свойства условной декоративности и акцентированной эскизности исполнения (“Кувшинки”, над которыми он работал с 1914 по 1922 годы). Данный период характеризуется большим количеством совершаемых Моне поездок в такие страны как Норвегия, Венеция, Швейцария, Антиб, Англия, Голландия. На машине он зачастую путешествовал не только по городам своей страны, но и за границу. Определенное влияние на творчество художника оказало изобилие мест, в которых ему удалось побывать за свою жизнь.
Подпишитесь и читайте Vistat в