Сериалы не от Netflix, а от Клода Моне
К 80-м годам XIX века многие художники импрессионисты находятся в поиске новых форм и методов живописи. К примеру, Камиль Писарро пробует себя в новом художественном движении, называемом неоимпрессионизмом. Уезжает в Италию Огюст Ренуар, где начинает писать в классическом стиле, а Клод Моне создает серии картин.
Серийность в искусстве не стала чем-то новым, т.к. практически все известные художники пользовались подобными формами, создавая сразу несколько набросков одного объекта или сцены. Тем не менее Клод Моне стал первым, кто стал выпускать серии произведений, на которых написан один и тот же объект в изменившихся условиях и при другой освещенности.
Вокзал Сен-Лазар
Самыми известными сериями Клода Моне стали полотна с видами вокзала Сен-Лазар в Париже, а также пейзажи сада Тюильри, которые впоследствии стали шедеврами мирового искусства.
На момент написания видов вокзала, локомотив все еще был чудом техники. В процессе создания картин художник осмелился противостоять традиционным формам. В цикле гениальных работ Моне доказал, что даже черные объекты (локомотив и крыша) могут нормально восприниматься, если на холсте они синие, а серая земля – зеленая. Даже дым из трубы в картинах художника стал отражением светового потока.
Несмотря на то, что сюжет картины статичен, в нем чувствуется динамика жизни, полнота пространства, контрасты и мощная энергетика. Тем не менее эта серия картин не похожа на более раннее творчество Клода Моне. Картинам художника, написанным еще десятком лет ранее, было присуще более свободное восприятие.
Художника, как и его современников, привлекали поезда, т. к. они были символом стремительно развивающегося мирового прогресса. Они несли в себе ощущение новизны и постоянно ускоряющегося ритма новой реальности. Это все отразилось в вариациях сюжета, если внимательно рассмотреть все картины этой серии.
Серия картин
Моне не пытался выразить в своих работах эмоции людей, которые провожают или встречают своих близких на вокзале. Он был поглощен мощью локомотива и вагонов, формами клубов пара, а также эффектом света, который струился через стеклянный навес над платформой.
Ключевые элементы
Вокзал вечного движения
Моне показывает вокзал как место вечного движения. Создал серию видов Сен-Лазара и его поездов, чтобы показать насколько разным может быть одно и то же место в разное время и при разном освещении.Поезд
Мощная машина и извергаемый ею пар — главные "герои" картины.Пар
По словам Моне, вокзал с поездами не был бы столь интересен без движения воздуха и игры света в клубах пара, вырывающегося из труб.Свет
Передать игру света и движение воздуха было главной целью Моне: "Для меня пейзаж не существует сам по себе, ведь его внешний вид меняется каждый миг, но окружающая атмосфера оживляет его — воздух и свет, которые все время разные. Для меня только атмосфера придает предметам их истинную ценность".Чистые цвета без смешения
Моне отказался от традиционного коричневого подмалевка и использовал не смешанные краски, а чистые цвета. Различные оттенки получал, плотно накладывая рядом мазки определенных цветов, которые "смешивались" на расстоянии — так их воспринимал человеческий глаз.Композиция
Француз Луи Дагер в 1839 году познакомил мир с дагеротипией. Вскоре фотографическое изображение научились переносить на бумагу. Фотографией заинтересовались импрессионисты, стремившиеся зафиксировать момент. В частности, они стали обрезать изображение на манер снимков, чтобы создать ощущение выхваченного из реальности фрагмента, а также показывать фигуры размытыми, чтобы передать движение.
В серии картин “Вокзал Сен-Лазар” все произведения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Это и есть основное отличие серии от любого другого цикла картин, созданных независимо друг от друга в одном и том же месте.
Стоит отметить, что в более позднем творчестве художника серийность выражена четко: на картинах изображается один и тот же объект, но меняется расположение и точка зрения.
Подпишитесь и читайте Vistat в