Великий труд и грандиозный "провал": как создавались "Соборы" Моне
В 1892 году обычная поездка по семейным делам в Руан стала для художника-импрессиониста Клода Моне значительным событием. Он обратил внимание на величественный готический собор и решил нарисовать его. Желание воспроизвести фасад здания на холсте привело к созданию целой серии картин. Художник не смог ограничиться одним полотном. Он понял, что собор выглядит по-разному в зависимости от времени суток и погодных условий. Архитектура "ожила" благодаря световым эффектам, перестала быть застывшим монументом.
Для более подробного наблюдения за игрой света на старинных стенах Клод Моне снял комнату на площади с видом на западный фасад. Он сидел перед окном на рассвете, в полдень, в дождливую и солнечную погоду. Каждый раз Руанский собор открывался с новой стороны. На полотнах появлялись его желтые, голубые, серые стены с каменными узорами. Художник уничтожал рисунки и создавал новые. Это была грандиозная по трудоемкости работа.
Общие виды Руана
Свой труд Моне продолжил в ателье в Живерни. Он в одиночестве доводил картины до совершенства, неоднократно их переделывая. Собора перед глазами уже не было, импрессионист работал по памяти. Руанский собор настолько захватил его воображение, что даже снился ему в ярких цветных снах. Доработки заняли несколько лет. В мае 1895 года художник был готов представить зрителям новую серию картин.
На выставке у коллекционера Дюран-Рюэля для Руанского собора выделили целый зал. Публике представили 20 изображений. Клод Моне разместил картины в соответствии со своим замыслом — раскрыть изменение цвета фасада. Однако посетители выставки недоумевали: зачем художник 20 раз повторил одинаковый сюжет. Они не увидели тонкой игры света на готическом фасаде. В целом серия не произвела на публику впечатление. Руанские соборы были встречены равнодушно и даже подверглись критике за однообразие и отсутствие сюжета.
Улица Эписери и двор Альбана
Руанские соборы Клода Моне – это его творческий манифест. Он не побоялся признать свое безразличие к сюжету и сделал акцент на художественных средствах. На первой выставке можно было проследить глубину замысла благодаря тщательно разработанной схеме размещения картин. Художник хотел продать всю серию вместе, чтобы она и далее размещалась в одном зале. Покупатель на необычную коллекцию не нашелся, поэтому сейчас “Соборы” Клода Моне находятся в разных местах.
Создание серии
После создания серии художник еще острее почувствовал потребность в уединении для творчества. Он создал ателье в своем саду в поместье Живерни и редко покидал его. У Клода Моне появилось желание все более погружаться в произведения, тщательно обдумывая каждый мазок палитры. Особенно его занимали водные ландшафты. В саду были живописные пруды. Именно на них и сосредоточил внимание художник.
Подпишитесь и читайте Vistat в